Недавно, просматривая новости на одном из православных сайтов, взгляд задержался на названии статьи - «Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце». Беседа с наместником Киево-Печерской Лавры Павлом, митрополитом Вышгородским и Чернобыльским. В общем хорошее, многоплановое интервью, с не последним человеком в Украинской Православной церкви... И вот, при обилии затронутых тем, пожеланий и наставлений, заглавием стало именно это.
Случайность или проявление подсознания?
Здесь, видимо, надо дать объяснение моей рефлексии на это пожелание. Несколько лет назад в нашем приходе случилось несчастье. К построенному нами храму проявили интерес властьимущие в нашей епархии. Понадобился приход для "нужного" окружению епископа человека. Естественно, на приходе возникла группа протеста, писались письма, собирались подписи, готовились к диалогу... Из делегации, которая направилась к епископу в резиденцию, были приняты двое. Епископ долго рассказывал о том, какие были у него раньше (в советское время) трудные годы, как тяжело было в Винницкой епархии, которую он тогда возглавлял. Не хватало денег, было очень мало денег, денег вообще не было... и т. д. А что нам надо - он лучше знает. Результат: настоятеля храма все равно сняли, инициативная группа, можно смело сказать - зародыш общины, ушла за священником в другой храм. Более подробно об этом на http://ekkleziarh.blogspot.com
Но бОльшая часть прихожан осталась. Причины у них были разные, от "в другой храм далеко ходить", до "а какая разница?" И во тут самое время вспомнить: "Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце»... Не в этом ли посыле корни наших проблем? То, что возможно хорошо монашествующим в их непростых взаимоотношениях наставник - послушник, абсолютно не приемлемо в общинном жительстве. И этому масса подтверждений в Евангелии. Более того, последние четверть века, прошедшие под этим девизом, наглядно показали, что при не прекращающемся увеличении количества храмов, число прихожан сокращается, а православные общины как не строились, так и не строятся. Более того, из своего опыта могу сказать, что общины не желательны ни нашим иереям, ни нашим архиереям...
Пока не будем трогать за это место, а вернемся к вопросу о моей рефлексии и зачем мне все это надо? Если коротко: надоело. Надоело лицемерие и двурушничество в УПЦ (МП) И РПЦ, надоело молчать и делать вид, что все хорошо, надоела играть роль православного христианина, хочется уже не прятаться от реальности за икономией, а в меру своих сил и способностей если не изменить к лучшему, то хотя бы рассказать о том, что вижу "по сторонам" и как это можно исправить. Если нам по пути - присоединяйтесь!
"Не взирайте по сторонам, а смотрите под ноги и в свое сердце»...
Золотые слова, достойные того, чтобы быть написанными золотом на вратах каждого монастыря. На закрытых вратах, с внутренней их стороны...
Еще раз повторяю, то, что хорошо для монашествущих, находящихся под постоянным присмотром наставников, абсолютно не приемлемо в общинном жительстве.
Мирянин, как правило человек семейный, а это накладывает на него целый ряд обязательств перед членами своей семьи, перед окружающими его людьми. Исполнение их не возможно без внимательного рассмотрения всех сторон этого бытия, ибо если смотреть только под ноги, то не пришлось бы нам потом оправдываться перед Богом словами: "не знаю; разве я сторож брату моему? "(Бытие, 4)... И сторож, и судья, и жнец, и швец и на дуде игрец. И если надо, то и наказчик, ибо любовь имею. "Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?"(К Евр. 12:7).
Кстати распространенное заблуждение, основанное на не знании славянских корней, считать "наказание" каким то только материальным воздействием. Корень слова "казать", то есть говорить. На-казать - наговорить, выговорить, вразумить словом, ну а если не поможет, то и силу применить в помощь слову...
Нам, мирянам, порой в каких то ситуациях приходится реагировать очень быстро. Когда нет времени искать наставления в святоотеческих преданиях, ибо живых наставников скорее нет, чем есть. И хорошо если в это время мы думаем о соответствии наших поступков христианству. Чаще сначала делаем, а потом думаем...
Это не в оправдание нам, но надо не забывать, что монашествующие - это в прошлом миряне, которые не смогли по каким то причинам быть христианами в миру. Так с чего вдруг они решили, что теперь, достигнув иерархических высот они заимели право нас поучать?
То, что не оправданно часто от священников всех рангов слышны наставления в духе святых и духоносных старцев прошлого, кстати, обращенных, как правило, к конкретным их последователям и в конкретной ситуации, говорит либо о не понимании ситуации, либо о желании скрыть свою лень (невежество, равнодушие, и т.д. - на выбор) за афоризмом признанного инока. В любом случае это кроме вреда ничего не приносит, так как культивирует безрассудочность, безынициативность, мнительность о себе, внешнее благочестие, при отсутствии внутреннего наполнения... Итог мало утешителен. Это то, что нас окружает.
На такой почве община не вырастет. И вот закрадывается у меня подозрение, что она нашим иерархам не нужна, поскольку община это, простите за прямоту - сила с которой им надо считаться, учитывать ее просьбы, удовлетворять потребности... Уже нельзя будет, к примеру, просто взять и поменять настоятеля храма без каких либо причин и объяснений.
Формат блога не подразумевает пространных статей, да и рассчитываю я на подготовленного читателя, если и не единомышленника, то по крайней мере понимающего о чем идет речь.
Закончить этот пост хочу пожеланием чтобы чаще звучали в храмах проповеди свт. Иоанна Златоуста. Я понимаю, что не все учителя, не все проповедники, но прочитать с выражением проповедь свт. Иоанна - благо и слушающему и читающему.
Далее я попытаюсь убедить Вас в этом. Присоединяйтесь!
"Что лекарства для ран, то обличения для грехов".
...Кто ненавидит обличение, тот невежда (Притч.12:1). Не сказано: такие, или такие обличения, но просто: обличение. В самом деле, если друг обличил тебя справедливо, исправь грех; если же он упрекнул без основания, так похвали его за намерение, одобри цель, поблагодари за дружбу: этот упрек происходит от крепкой дружбы. Не будем же огорчаться, когда нас обличают. Весьма много добра для жизни нашей произойдет от того, если все мы будем и обличать согрешающих, и сами легко переносить обличения в грехах. Что лекарства для ран, то обличения для грехов. Значит, как отвергающий лекарства неразумен, так и не принимающий обличений безрассуден. Но многие часто раздражаются, думая про себя и говоря: мне ли, умному и образованному, терпеть от такого-то? А того не знают, что это самое доказывает крайнюю их глупость
....Поэтому и Павел говорит: не высокомудрствуйте (Рим.12:16). Сколько ни умен ты, сколько ни проницателен в добре, но ты – человек и имеешь нужду в советнике
....Великое благо – быть в состоянии сносить обличения; великое благо уметь обличать, – это (последнее) есть признак величайшей заботливости (о ближнем). Но вот мы, если увидим, что у кого-либо туника свалилась с плеч, или другая одежда лежит худо, замечаем ему это и поправляем; а если увидим, что у него жизнь развращенная, то не выроним ни слова. Если увидим, что он ведет позорную жизнь, то проходим мимо; между тем худое положение одежды только смешно, а (греховное состояние) души опасно и бедственно. Ты видишь, скажи мне, что брат твой стремится в пропасть, живет небрежно, не смотрит на что следует, – и не подаешь руки, не поднимаешь падшего, не упрекаешь и не обличаешь, но думаешь, что лучше не огорчить и не обеспокоить его, чем позаботиться о его спасении? Какое же получишь ты от Бога снисхождение и прощение?
...Поэтому я, и, не входя в объяснение, благодарю упрекающих. Они, правильно ли, или неправильно упрекают, делают это не с тем, чтобы посрамить, но – чтобы исправить;
...Это-то и привело в беспорядок все, это-то испортило нашу жизнь, что мы и сами не сносим великодушно обличений, и других не хотим обличать. Мы потому и тяжки (для других) с своими обличениями, что сами раздражаемся, когда нас обличают. Если бы брат твой узнал, что, обличив тебя, он похвален тобою, то и сам отплатил бы (тебе) тем же, когда бы ты стал обличать его
....всякий, будь он равен Моисею, имеет нужду в советнике, и что вещи, укрывающиеся от великих и важных людей, часто не укрываются от малых и простых
...рассуждали с вами о самых важных и необходимых предметах, – о том, чтобы нам великодушно терпеть обличения, чтобы ревностно обличать и исправлять согрешающих....
"К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно" Свт.Иоанн Златоуст
"Ревностно обличать и исправлять согрешающих"
Надеюсь, это понятно и особенно задерживать Ваше внимание на этом аспекте христианской жизни нет необходимости.
Обличать буду церковные непотребства и творящих их. Напоминаю, не путаем суд и расуждение! Читаем у свт. Игнатия (Брянчанинова): "Дом Божий подлежит суду Божию, нуждается в этом суде (1 Пет. 4, 17). Домом Божиим называется и вся Церковь Христова и каждый христианин. Требует этот дом посещения Божия и очищения, как подвергающийся непрестанному осквернению и повреждению".
Не говорит он о том, что Бог оградит Церковь от "осквернения и повреждения", а об очищении от "осквернения и повреждения", как от привнесенного в Церковь за ее многовековую историю.
Особо выделяю этот момент не для тех, кто не в состоянии это видеть, ибо не ведает, а для тех, кто умиляется своим "невидением", зная, что участвуют в непотребном. И уж совсем неприглядно выглядят те, кто творит все это.
К таким "дурным христианам" свт. Иоанн Златоуст допускал и осуждение.
«…Итак, осуждай не священство, а священника, худо пользующегося хорошим предметом. Сколь многие врачи делались палачами и давали яд вместо лекарства? Но я осуждаю не искусство, а того, кто худо пользуется искусством. Сколь многие кормчие затопили корабли? Но худо не искусство мореплавания, а их душевное настроение. Если он и был дурным христианином, то осуждай не учение и священство, а того, кто худо пользуется хорошим предметом…». (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 4).
А вот рекомендации прп. Иоанна Кронштадтского:
"... всякий человек немощен, слаб, опрометчив, удобопреклонен ко всякому греху, но и при всем том легко может одуматься, восстать, раскаяться при благоприятных условиях; и потому надо быть терпеливым к его немощам и погрешностям, – как желаем сами, чтобы другие были снисходительны к нашим немощам и, видя, как бы не видели их или не замечали их. Впрочем, там, где грех вредно действует на других, или где он соединен с опущением обязанностей по службе, или где он принимает большие размеры, там требуется немедленная строгость к обузданию и прекращению его или удаление вредного человека из среды людей благонамеренных; измите злаго от вас самех (1 Кор. 5, 13)".
...
От таких слов у многих может, как говорится, "перехватить дыхание", "защемить сердце"... Это у нас, читающих. А каково было их пишущим? Вы можете себе представить состояние свт. Тихона Задонского, когда он писал: "христианство незаметно уходит от людей, остается одно лицемерство"? 18 век, православнейшая Русь, русское православие фактически единовластвует на всей территории - а христианство уходит... Незаметно! Как такое возможно? Один из вариантов - совершается подмена настоящего чем то похожим. Особенно если делается людьми поставленными хранить это... А окружающие "спят". И вот, внешний вид вроде тот же, а сущность другая. Проходит какое то время, и уже говорят об этом как о церковной традиции. Разобраться в этом наша задача, а поможет совет свт. Иоанна Кронштадтского:
"Молишься ли, читаешь ли, говоришь ли с кем, ешь ли, пьешь ли, делаешь ли другое что – все делай с размышлением, все освещай светом разума, – а сердце само по себе темно и глупо".
|