Главная » 2013 Сентябрь 15 » О приходах и прихожанах. Продолжение. Обновлено 30.09.13.
16:26 О приходах и прихожанах. Продолжение. Обновлено 30.09.13. | |
С началом богослужений начал собираться народ. К сожалению, из группы верующих получавших разрешение на строительство храма так никого и не появилось. Сложилось так, что храм дал рождение новой христианской общине, в этом явилась нам его миссия. Храм стал центром притяжения тысяч людей. Очень разных людей - по возрасту, по образованию, по положению в обществе. Но, обратим на это особое внимание, (так как это важно для нашего исследования), и по пониманию основ христианства. Люди приходили и многие оставались. Кто то из них начинал присутствовал на богослужениях постоянно, кто то не столь регулярно, а только по большим праздникам. Своим посильным участием помогали его созиданию, радовались каждому успешно завершенному этапу строительства.У них была разная степень участия в жизни храма, но при этом все они считали его своим. А теперь попробуем разобраться в том, кто такой "церковный народ", что он из себя представляет. Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них. Они по знаку моему являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Редьярд Киплинг в своем знаменитом стихотворении поделился с нами своим способом познания происходящего вокруг него. Попросим этих усердных слуг поработать и мы, дабы выяснили они как и почему люди приходят в храм, кто они, что ищут, когда пришли, ... ? Получив ответы на эти вопросы, мы возможно приблизимся к пониманию того, почему при всей стойкости в исполнении церковных обрядов, они не образовались как община? Почему не "едины сердца и уста"? Почему столь безразличны в вопросах своего спасения? Почему при внешнем, видимом благочестии не устояли пред явным попранием евангельских основ Церкви? Почему только часть из них не согласилась с этим и пыталась достучаться до благоразумия архиерея? Что, если все это обобщить, представляет из себя "народ церковный" сегодня? И соответствует ли он своему названию? Мы не берем на себя труд представить всеобъемлющие ответы на данные вопросы, но на примере нашего, к сожалению уже бывшего, прихода, рассмотрим действительное состояние прихожан, людей, хочется думать не случайных, воцерковленных. И не где нибудь, а в стольном граде одесской епархии, где по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанным им в поздравительном послании к 75- летию митрополиту Агафангелу (Саввину): "...активно развивается приходская жизнь, созидаются и восстанавливаются храмы Божии и обители, успешно ведется миссионерская, духовно-просветительская и социальная работа, в чем я смог убедиться лично во время своего визита в Одессу в 2010 году". В своих рассуждениях мы будем опираться на упрощённое представление о прихожанах, эти представления лягут в основу наших обобщений, и заранее просим прощения за то, что выводы сделанные на основе этих упрощенных обобщений могут быть не справедливы по отношению к некоторым членам церковного сообщества. Но эти несоответствия предлагаем рассматривать как исключения, которые и подтверждают правильность выводов. Начнем разговор о нас любимых, которые прихожанами называются, словами Святителя Дмитрия Ростовского. "Окаянное наше время! – говорил он в одной из своих проповедей. – Окаянное время, в которое так пренебреженно сеяние слова Божия, и не знаю, кого прежде надобно винить, сеятелей или землю, священников или сердца человеческие или тех и других вместе? Сеятель не сеет, а земля не принимает, иереи небрегут, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают и слушать не хотят. С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны!” Жестокие, но правдивые слова. И не надо думать, что это было когда то. Оглянитесь - с тех пор лучше не стало. Люди всё так же заблуждаются, невежествуют и неразумны. Стало только во сто крат хуже, учитывая новые возможности через печать, телевидение и другие средства влияния, вкладывать в головы людей то откровенную ложь, то полуправду, замешанную на церковных суевериях, то искаженную суть того или иного христианского догмата, церковного действия. Не говоря уже о повсеместной пропаганде расплодившихся сект, учений, верований, получивших в последнее время невиданную свободу сеять свои ереси. Люди приходят в православный храм с таким "винегретом" в голове, что при всем желании им помочь, натыкаешься на такое устоявшееся нагромаждение ошибочных представлениях о христианстве, что в тех временных и пространственных рамках, в которых это возможно, понимаешь, что простому человеку это не по силам. На вопрос откуда у них те или иные утверждения, нередко в ответ слышишь, что читали (видели, слышали) это в книге (теле-радиопередаче) написанной (сказанным) таким то священником, изданной по благословению того то епископа, под патронатом такой то епархии... Кто всего этого заказчик, какую цель преследует враг человеков мы знаем. Но когда в качестве исполнителей выступают те, кто как бы призваны беречь "стадо Христово" от всей этой заразы - что это? Только ли глупость? Или извечная попытка "служить Богу и маммоне"?... Попробуем далее и в этом разобраться. Среди нас, пришедших кто раньше, кто позже, но все же пришедших в православный храм, таких, кто воспитывался родителями придерживавшихся православного образа жизни, немного , а уж таких, кто получил в семье азы христианства и был готов "всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петра, 3-15), вообще единицы. Большинство это крещеные в далёком детстве, о Иисусе Христе слышали, Евангелие не читали (не говоря уже о Библии), в силу каких то обстоятельств нуждающихся в чем то и решивших, что это можно получить у Бога попросив об этом в "его доме", который есть храм... Добавьте к этому замусоренность мозгов, о чем говорилось выше, умиленность чувственными переживаниями и получим примерный портрет входящего первый раз в храм. При достаточной внимательности к действиям его окружающих, он или она быстро запоминают когда надо креститься, как подходить к иконам, как ставить свечку, где "за здравие", а где "за упокой"... И на этом "воцерковление" большинства заканчивается. Участие в Литургии они расценивают как исполнение своего долга перед Богом, церковных Таинств не понимают, участвуя в них, верят в их магические силы и силу обряда. Обильными поминальными приношениями ублажают своих умерших. Венчаются в уверенности, что такой союз будет крепче, крестят детей потому что "так надо" и так далее. ...
| |
|
Всего комментариев: 0 | |